Ивар

ivarrr


Блог религиоведа Ивара Максутова

Я родился 400 лет назад в горах Шотландии...


Previous Entry Share Next Entry
Кодекс москвича и rites de passage
media
ivarrr


На этой неделе записал на Russia.ru с легкой руки poli_kolozaridi три комментария: про новую серию саги "Сумерки", про музыку и религию (в контексте концерта Матисьяху в Москве) и про "кодекс москвича". Последний ролик, как это ни странно, вышел раньше других и получился по моим ощущениям лучше остальных. Пользуясь информационным поводом я рассказывал о гипотезе, которая родилась у меня в понедельник на лекции в Шанинке.

По сути это была не лекция, а скорее доклад одной британской исследовательницы, которая провела серьезную полевую работу в Средней Азии, а точнее в Киргизии, на предмет отношения местных жителей к трудовой миграции. Она, правда, останавливалась больше на социологической стороне вопроса, а меня заинтересовали практики и возможный религиозный элемент в отношении гастарбайтеров к процессу миграции.

Жемчужиной доклада на мой взгляд была крайне перспективная находка об отношении местных жителей к Путину как сверхчеловеческому существу, подателю богатства и всяческих благ. Лишнее подтверждение того, что Путин как религиозный или мифологический объект уже сейчас может быть объектом исследования религиоведов. Другое дело, что академическое сообщество вряд ли готово к таким "потрясениям")...

  • 1
Ивар, а можно уточнить в каких аспектах вы видите "возможный религиозный элемент в отношении гастарбайтеров к процессу миграции".

Собственно в обрядах перехода и отношении к самой трудовой миграции.
На мой взгляд для гастарбайтеров первая трудовая миграция - это именно rite de passage, а не просто "поездка на заработки", как, скажем, для москвича участие в программе work&travel.

С обрядами перехода я совершенно согласна. к примеру, когда 11 лет назад я переехала в Москву, мне пришлось в полной мере пройти его. Дело в том, что в конце 90-х в Москве была сильная ненависть ко всем приехавшим русским, тогда еще не было столько выходцев из Средней Азии или Кавказа. Не любили всех, кто не имеет прописку, и этот признак был самым важным (не этнический!). и, как и в обряде перехода, либо ты выживаешь и общество тебя принимает, либо - нет.

а вот какие религиозные элементы вы видите в отношении к трудовой миграции у гастарбайтеров, мне не совсем понятно. и правильно ли я понимаю, что в основном вы рассматриваете мигрантов из Средней Азии и Республик Северного и Южного Кавказа?

название, как и должно', убивает

и, безусловно, вызывает протест (исследовательский, не человеческий), пассаж о "феминистической революции"

Название придумываю не я. Мне больше нравится появившееся позже в ЖЖ - "кодекс гастарбайтера".

В чем протест?

я знаю, что не ты. твой вариант тоже мерзок ;-)

возможно, у тебя другие данные. результаты же моих наблюдений свидетельствуют о том, что количество работающих женщин-мигрантов ничтожно и по сравнению с работающими мигрантами-мужчинами, и по сравнению с теми женщинами-мигрантами, что приезжают, но сидят практически безвылазно дома. Представить же, чтобы женщина-мигрант приехала в Москву самостоятельно (если речь не идет о проституции/модельном бизнесе, но и тут их скорее привозят по разнарядке), я не могу - разве что исключительные, единичные случаи.

Есть мнение антропологов, что в пост-советской миграции ситуация изменилась. Если раньше первым приезжал мужчина, а за ним женщина с детьми, то сегодня зачастую первой приезжает именно женщина, а потом уже приезжает мужчина.

а это приватное мнение или оно как-то выражено в научных работах, подкреплено исследованиями? я, не скрою, не интересовался - просто не знаю.

Конкретно данный факт высказывался несколько раз в частных беседах. Но во всех случаях оно подкреплено полевыми исследованиями. Что касается публикаций, то тут я определенного ничего сказать не могу, но при случае попрошу.

(Deleted comment)
Название не мое - см. выше

А Вы уверены, что ориентировались на опыт Европы и пытаются скопировать именно его? В Европе, как я понимаю, плохо с ассимиляцией из-за того, что нац. государства и сами "пиезжие" не стремятся растворяться, им и так хорошо.
Ну а что-то вроде советского сценария инкультурации (через школу) нам подходит, да.

А вот про Путина зря смеетесь, зарядили бы кого-н. из студентов хотя бы собрать материал (и поделились потом). Исследователь не выбирает объект исследования, что есть, что и изучает. А этот объект уже давно есть, я серьезно.

На опыт Европы у нас всегда смотрят. Правда, обычно через экран телевизора и сводки новостных агентств. Потому и получается такое карикатурное заимствование опыта.

Про Путина я обязательно подумаю. Если буду толковые студенты, то предложу эту тему. Есть какой-то собственный опыт?

Он встает в повторяющийся для нашей отечественной истории сюжет "новая организация власти" (как-то так следует назвать). Я ж грант получила на написание текста о том, как оформлялась смена политич. центров (Киев-Владимир-Мск-СПб-Мск), и во всех этих случаях оформление было через религию или близко к тому (самое наглядное -- перенеснеие иконы Влад. БМ из Вышгорода во Владимир).

Про начало 2000-х я думала и ждала, когда дело решится, точнее, ждала, как решится, -- потому что на этот раз оформление могло быть только светское (но религиозной ясности и силы). Когда появился П., стало понятно, что он, -- но одного человека мало, дб институт по меньшей мере на неск. десятилетий. И вот в начале 2008 г. в тот самый интеррегнум стало ясно: это -- институт президентской власти.
Но религия тут не ушла. Я отбрасывала (один текст точно) речь П., он сказал о текущем строгим церковным термином: обновление. Удивительное чутье.
Его личные качества и ту самую стандартную и повторяющуюся в истори роль умиротворителя после революции можно опустить (хотя все это тоже работает), главнее, что он встает в ряд начиная с 11 в.
Я не собиралась писать о современности (вернее, не написала об этом в заявке, чтобы не пугать), но не исключала тога, однако с еще большей бы радостью поработала с чужим полевым материалом))
Зарядите какого-н. студента, уверена, что тут много много можно найти и в самом герое и в восприятии его.
Вспомните, сколько было фольклора о Ленине-богатыре (и он часть репрезентации сов. власти через Мавзолей, предварительный текст об этом у меня есть).

Прошу прощенья из Киева, а где можно будет познакомиться с Вашим текстом?
Поскольку интересуюсь о политическом наследии КР, на которое претендовали Москва и Литва, но Литва, по понятным причинам отстала, а Украина де-факто стала конкурентом Москве в легитимации своего существования. А Киевская Митрополия для меня флюгер данных процессов.

Он не готов настолько, чтобы показывать его. Но речь только до сер. 12 в., Киевской митрополии нет.

Подождем, спасибо. Если что, можете ознакомиться со многими статьями и по этому вопросу на украинском сайте religion.in.ua, хотя, местами Вам будет неприятно читать.

В Москве подателем благ логичнее было бы назвать не Путина, а Лужкова.

Весьма закономерно, кстати, что считают именно Путина.
Все-таки у мэра вес уже не тот и с каждым годом все слабее и слабее.

Ну собственно народному сознанию свойственно легитимизировать правителя, добавляя в его образ некие царственные элементы. Шевчук хорошо написал:

"...Путин едет по стране
на серебряном коне.
Путин всем людям поможет,
дай ему здоровья, Боже.
Всех бандитов перебьёт,
работягам он нальёт.
Все построит и починит,
если надо — лично двинет
он борцовскою рукой..." ("Ночная пьеса"

(Deleted comment)
"Русские" - понятие, которое сегодня уже представляет серьезную проблему. В конечном счете эта категория вбирает в себя всех тех, кто говорит по-русски, или точнее всех, кто принадлежит к пространству (пост-)советской культуры. А эта группа в "красную книгу" вряд ли в ближайшие 20-30 лет попадет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account